Интервью ВК июнь 2011

1

Алексей 71

  1. Присылают ли Вам свои фонограммы молодые музыканты? Если да, то не напоминает ли кто из них Вас самого в юности? Общается ли кто из них с Вами заочно? Помогаете ли им советом или еще как?

— Начнем с того, что мой адрес — не дом и не улица, так как мы в основном находимся на гастролях. На то, чтобы прослушать что то, не хватает ни времени, ни возможности. В начале 90-х в Московском Дворце Молодежи мы проводили конкурсы молодых рок-исполнителей, где я был главным в жюри. И так получилось, что те, кто занял тогда первые места, теперь уже являются популярными ансамблями. Они все были достойны этого. Сейчас, правда, я не слежу, у кого какой рейтинг, кто как живет. Но, в общем, мы делали все, чтобы молодые музыканты в то время играли музыку, которая нравилась бы мне, во-первых, во-вторых, моим друзьям, и, соответственно, более широкой публике. Так что, не буду хвастаться, но я вывел достаточно большое количество музыкантов на сцену. Не буду называть имен, все они это сами знают. Они до сих пор благодарны, постоянно звонят, поздравляют с праздниками. Но сколько мне потом ни давали записей… Всегда с большим интересом, можно сказать, с дрожью вставлял диски в проигрыватель и, к сожалению, каждый раз получал неудовлетворение, даже разочарование. Так что за все эти годы я так и не нашел тех незнакомых исполнителей, которым я смог бы помочь. Но я все равно уверен, что если человек талантлив, то Бог ему обязательно поможет найти свой путь. Непременно помогут или люди, или обстоятельства.

  1. Если едете за рулём, а на улице дождь, какой CD поставите? А если солнечно, да ещё настроение прекрасное?

— Вопрос музыки — это вопрос настроения. У меня есть два любимых диска. У них очень длинные названия, даже не буду их произносить, но я их слушаю уже лет 25 в любом настроении — и в снег, и в дождь. Но самый кайф — когда едешь на мотоцикле. Рекомендую. Есть такая специальная накидка, надеваешь ее, шлем — и все. Едешь и кайфуешь. Как в аквариуме. И все на тебя смотрят, как на дурака. А ты на них смотришь, как на дураков. Они не понимают, какой кайф ехать на мотоцикле навстречу дождю. В солнечную погоду — другая проблема. Тогда на мотоцикле очень жарко. А, начиная со скорости в 120 км в час, становится… очень холодно. И ты нажимаешь газ до 150-ти, 160-ти, лишь бы… быстрее доехать, потому что уже все равно. Ты становишься просто зомбиком, настолько тебе холодно. Все эти байки про байкеров я испытал на себе, поскольку езжу на мотоцикле с 8-ми лет, с тех пор как меня отец научил. И я давно понял две вещи: а) что на двух колесах ездить гораздо безопаснее; б) что солнце приятнее, чем дождь, потому что в нашей стране солнца очень мало. Хотелось бы, чтобы его было больше.

  1. Каким себя видите в старости, или каким бы хотели видеть?

— Таким же веселым и озорным. А раньше, когда я был непоправимо молодым, я мечтал в старости сесть за книжный стол и писать, писать, писать. Причем про себя писать мне не интересно, также как про музыкантов, певцов и певиц. Волшебство заключается в том, что в голове рождаются и быль, и небыль. Я просто люблю писать. Сажусь за компьютер или просто беру ручку иногда… люблю понюхать чернила… люблю запах письменного стола, отдающего немного табачком… Я мечтаю… сидеть по ночам и писать. Надеюсь, эта мечта когда-нибудь сбудется. Хотя мне пророчили, что мои гастроли давно закончатся, но… их все больше и больше… поэтому моя мечта о писательстве пока не столь осуществима. Писать приходится в автобусе, в самолете. На мотоцикле, конечно, писать не получается, но я таскаю с собой диктофон. Если в голову пришла какая-то мысль, достаю диктофон, вставляю его между шлемом и наушниками и записываю, а потом дорабатываю. Как в случае с моим нынешним романом в стихах. Уже полторы тысячи страниц в голову пришло. И сорок тысяч тактов музыки в сопровождение. Обычно плохой писатель свой первый роман пишет про себя. Я свой первый роман в 19 лет написал не про себя. Но от себя куда деваться?

Сачава Сергей

  1. У Вас хорошо получаются каверы — как классики рок-н-ролла, так и хитов Советской эпохи. Слышал Вы переиграли весь Битлз и всего Клэптона. Нет ли желания записать (хотя бы просто для себя и узкого круга) альбом каверов? Какие бы песни вы в него включили?

— Если честно, я не хочу записывать каверы. Я люблю их играть. Мой первый ансамбль организовался… вам, наверное, будет смешно… в 1967 году. Когда мне было 12 лет, я собрал группу. И первое, что мы сделали, конечно, сыграли Битлз и Роллинг Стоунз. Второе — я перевел Битлов и Роллингов на русский язык. А потом мы стали петь свои песни. Я жил в то время, когда мы все слышали в реальном звуке, в реальном времени. То есть сидишь с товарищем, прогуливаешь уроки, потому что по «Голосу Америки» идет передача: «Это „Голос Америки“. У микрофона Тамара Домбровская. Вы слушаете новый альбом группы The Битлз „Эбби Роуд“, что в переводе на русский язык означает „Монастырская дорога“. И первая песня Джона Леннона и Пола Маккартни называется „Come Together“, что переводится…» Кстати, по поводу версий этого перевода я могу написать полкниги. Я очень люблю эту песню. И вот у нас — один палец на кнопке «Запись», другой — на «Паузу»… Бум!.. И пошел! «Here come old flattop he come, grooving up slowly he got…» А-а… Звук не запишется?!.. Ну, вот видишь… Поэтому каверы я не люблю записывать. Каверы надо играть. На концертах мы играем их, когда есть настроение. Но народ это не очень понимает. Они хотят слышать мои песни… почему-то. Но, как говорит Пол Маккартни: «Я играю 99 процентов для публики, одну песню из нового альбома, одну для себя». Так же примерно и мы делаем — все для публики.

  1. Назовите десятку песен, которые повлияли на Вас больше всего.

— Я был таким меломаном, что в десятку это никак не уложится. Боюсь, не уложится и в тысячу. А на тысячу у нас просто здесь нет времени. Даже в машине теперь приходится слушать mp3, хотя я ненавижу этот звук. Дома я слушаю музыку только на пленочном магнитофоне или на виниле. Но в машине приходится слушать mp3, чтобы побольше вместилось. И там тысячи песен, начиная с джазовых композиций 30-х годов, заканчивая последними песнями любимых исполнителей, которые, к счастью, живут и здравствуют. Поэтому в десятку я никак не попаду.

  1. Что, по Вашему мнению является идеальным альбомом? Какие альбомы вы считаете идеальными? Есть ли у вас идеальные альбомы?

— Идеальный альбом для меня — сейчас… через час я, правда, могу сказать другое…

— Ну, хотя бы на этот час.

— Идеальные альбомы — это те, которые ты слушаешь всю жизнь и которые не могут надоесть. Ты слушаешь их и постоянно открываешь что-то новое. Если тебе сразу нравится песня, это подозрительно. Обычно она потом очень быстро становится заезженной и неинтересной. Если чувствуешь, что в альбоме тебе что-то понравилось, то слушаешь второй раз. Если — тоже ничего, то в третий. А когда уже с третьего раза у тебя мурашки пошли, тогда ты слушаешь тот альбом уже всю жизнь. А что касается моих альбомов… У меня в одной песне есть такие слова: «Идеала нет на свете, есть лишь только приближенное».

  1. Что из последнего увиденного, услышанного, прочитанного впечатлило?

— Я вообще много читаю. 6–7 романов в неделю. Читаю книги очень быстро. Это у меня пробегает между делом. Могу одновременно играть на гитаре, читать, смотреть телевизор и обнимать жену… Хотя я очень мало смотрю телевизор. В основном новости или какие-то интересные для меня вещи. Что в последнее время меня впечатлило? Легкая литература. Не стесняюсь это сказать. Я уже начитался столько сложной литературы, что сейчас, к примеру, с удовольствием перечитываю Франсуазу Саган, которая пишет совершенно гениально. Естественно, я постоянно в машине слушаю Федора Михайловича Достоевского. «Преступление и наказание» слушал примерно полтора месяца, потому что все время перекручивал обратно. Мне нравится каждое предложение, которое он строит, каждая фраза. Я пытаюсь проникнуть в самую суть. И он ни разу нигде ни в чем не ошибся. Все идет настолько гладко и интересно… И Достоевский для меня прежде всего источник… юмора. Я сильно расстроен фильмом про Федора Михайловича, который сейчас показывают по телевизору. Достоевский для меня — кладезь жизни, нежности, любви, тепла. А то, что он якобы был обязан писать о жизненных пороках и то, что его показывают сейчас таким злым, прямолинейным — по-моему, неправда. Обожаю Достоевского и перечитываю его всю жизнь. Я прочел всего Достоевского несколько раз. Допустим, роман «Подросток» я впервые прочел в 19, а потом в 45 лет. Это две абсолютно непохожие книги. Совершенно разные вещи, когда читаешь в молодости и когда в определенном возрасте, в определенном настроении. Что бы я ни читал, я все время возвращаюсь к Достоевскому.

  1. Как меняются Ваши взгляды на жизнь и на музыку со временем? Как отражается это на Вашем творчестве?

— На жизнь?.. — это целый роман можно написать. На музыку в последние годы — практически никак. Так называемую попсу я вообще не слушаю. Если только в кафе или аэропорту приходится сидеть и смотреть какое-нибудь Муз-ТВ или что-то подобное… Хорошо, если звук сделают тише. Обычно мне в этом идут навстречу. Потому что практически ничего слушать невозможно. Я только отличаю российские клипы от американских. Вся разница нашей и ненашей поп-музыки заключается в стрингах и темнокожих. У наших — стрингов и темнокожих меньше, у американцев — больше. Вот и все. Так что попса меня совершенно не волнует. Та музыка, которую я сейчас слушаю, думаю, вам даже не известна и, возможно, не понравится.

  1. Как послушать Вашу аудио-книгу?

— Дайте доделать сначала. Обязательно дам послушать.

  1. Известно, что многие из музыкантов экспериментируют при звукозаписи. Например, Битлз при записи Yellow submarine дули из трубочек в воду или записывали послание всем собакам мира в песне «A Day In The Life».

— Битлы были большими прикольщиками. Например, в песне «Girl», одной из моих самых любимых у Леннона, они просто прикалываются и вместо: «to, to, to, to, to, to, to, to…» они поют: «tits, tits, tits, tits, tits, tits, tits, tits…», что на сленге означает… женскую грудь. Они были молодцы по части приколов. Я — большой битломан, очень много знаю о них и очень их люблю.

  1. Есть ли у Вас какие оригинальные ходы в записанных композициях?

— Были и у меня такие приколы по молодости. Сейчас уже точно не припомню. Я обычно предпочитаю игру слов, когда вообще не очень понятно, о чем я пою. В песне появляется такой намек, который все понимают в меру своей испорченности, как говорится. Не для всех эта игра уловима. Ну, например, в одной песне из альбома «Рокер-2» есть слова: «Кому нужна телка, а кому чувачок…». Тут каждый думает по-своему. Один думает, что мужчине нужна девушка, а женщине мужчина. Но есть и такие, которые думают, что «чувачок» нужен другому мужчине.

Нана

  1. Как происходит Ваш творческий процесс? Когда Вы садитесь писать композицию (стихи, музыку), Вы уже знаете что это будет или только лишь чувствуете? Что рождается первым: стихи или музыка?

— У меня нет романсовой формулы написания музыки на какие-то стихи, написанные ямбом или хореем. Обычно стихи и музыка рождаются одновременно. В этом весь кайф. Я всегда чувствую, за что меня ценят наши музыканты, мои друзья, которым я доверяю. Они ценят за то, что мои буквы и слова идеально ложатся на музыку. Главное, чтобы не было тупой графики, геометрии. Тогда будет музыка, будет песня.

  1. Как родилась идея «Квадрологии»? Вы с самого начала планировали написать, так сказать, «музыкальную поэму» или эта идея родилась во время творческого процесса? Вы не могли бы рассказать кое-что об этом?

— Эта история сложная, можно даже сказать, мистическая. Я сейчас ее рассказывать не буду. А что касается структуры этого альбома, получилось так, что было много набросков, которые где-то между собой пересекались. Где-то слова пересекались, где-томузыка. Накопилось около 70-ти песен. Я не знал, что с этим делать. Но потом вспомнил свои любимые альбомы: «The Lamb Lies Down On Broadway» группы «Genesis», рок-оперу«Jesus Christ Superstar» и многие арт-роковые альбомы, того же Джимми Хендрикса — «Electric Lady Land». И у меня возникла мысль сделать подобие монорок-оперы. Исполнитель-то один. В конце концов это все перешло в четыре альбома, у каждого из которых есть своя определенная смысловая политика. Один из них блюзово-рок-н-ролльный, ироническо-лирический; два альбома — любовных, органических; четвертый альбом — о судьбе, о жизни и смерти — очень серьезный альбом. Самое интересное, что мы решили, что начнем именно с четвертого альбома. На первом альбоме начинается песня. Но она не заканчивается. Завершается она только в конце четвертого альбома, венчая всю композицию. Все 52 песни нравятся мне и моим близким друзьям. Не знаю, смогу ли я когда-нибудь написать что-то сильнее. Поэтому, выбирая между первым и вторым… мы решили начать сразу с четвертого. Чтобы пойти вниз. Потому что я вообще люблю реверс. Я только что говорил о Битлз, об их фишках. В наше время на компьютере все это делается легче. В принципе реверс придумал Джон Леннон. Он крутил пленку — в известном состоянии — наоборот. Прикалывался. Жиииуиуиужииууужжиу… Потом Джимми Хендрикс это много раз использовал. А я это использую в реальном виде. То есть все наоборот. Мы даже экспериментировали с братом Сашей как-то. Написали на бумажке: «Во саду ли, в огороде бегала собачка». Потом взяли и выучили слова наоборот. Записали это на магнитофон. Включили — и получилось: «Акчабос алагеб едорого в ил удас ов». Очень интересно получается, когда все идет вперед и наоборот. Сама тема реверса, повторяю, мне всегда нравилась.

  1. У Вас не возникала идея снять к «Квадрологии» что-то типа музыкального фильма — DVD? Если нет- Вас бы эта идея заинтересовала? Если да, Вы не могли рассказать кое- что об этом?

— Идеи есть, конечно. Но это должен быть огромный фильм, на несколько часов. Я не очень к этому стремлюсь. Когда не было видео, я представлял какие-то группы в одном виде, а когда увидел их, во многом разочаровался. Поэтому я хочу, чтобы моих героев люди представляли кто как хочет. Если им навязывать определенные образы, это может опустить всю идею. Допустим, как мне нравилась Пинкфлойдовская «Стена» в свое время… Но когда я увидел ее в первый раз, то во второй раз смотреть уже не стал. Музыка мне показалась гораздо интереснее и объемнее, чем фильм, потому что он вводит какие-то замкнутые рамки.

  1. Нам бы очень хотелось услышать, наконец то, «Квадрологию». Как Вы думаете, это станет когда-либо реальностью? Вы лично видите себя способным повлиять в какой-либостепени на разрешение этого вопроса?

— Станет обязательно. И повлияю тоже несомненно.

  1. Как Вы относитесь к идее проведения ежегодных встреч-концертов с поклонниками Вашего таланта, на которых бы звучали старые, Вами забытые, но нами обожаемые песни, типа «Чёрная дыра» или «Она не волшебница, она женщина» и презентации Ваших новых композиций?

— Я не против такого опыта. Концерты 9 октября прошлого года в Москве и через несколько дней в Питере показали, что это имеет смысл, потому что люди были счастливы. Действительно, мы эти песни забыли. У нас не было времени их особенно репетировать. Но мы были честны по отношению к своим поклонникам, мы, как могли, их разучили, и, благодаря большому опыту, сыграли их довольно прилично. Я считаю, что такой опыт, когда нас будут подхлестывать, и мы будем вспоминать старые песни, очень полезен. Буду только благодарен поклонникам и друзьям.

  1. Имел ли для Вас какое-то значение концерт 09.10.2010, на который приехали поклонники не только из разных городов России, но и из-за границы? Или он был для Вас обычным клубным концертом? Если этот концерт и для Вас был особенным, как его многие Ваши поклонники восприняли, то поделитесь, пожалуйста, Вашими восприятиями.

— Думаю, я только что ответил на этот вопрос.

  1. Какие композиции Вы с удовольствием играете на бис?

— Если честно, я вообще не люблю играть на бис. Это у нас такая западная традиция: постоять, уйти, вернуться на бис… Я предпочитаю выложиться полностью на концерте. Чтобы народ встал, хлопал в ладоши, чтобы он был удовлетворен и чтобы бис был не нужен. Переборщить тоже, знаете ли, очень легко. И когда отдаешься полностью, а потом еще играть на бис, мне уже все равно, какую песню играть.

  1. Какие композиции Вы не любите играть на бис?

— Говорю же, я вообще не люблю играть на бис. Но уж если начали, то в конце предыдущего ответа есть кое-какая информация.

20. Какие композиции Вы любите, но ни за что не станете играть на бис? Почему?

— Таких песен мало. Никогда не стану играть, допустим, песню «Душа» или «Слезы в огне». Они мне слишком дороги. Песня на бис должна быть самой бесшабашной, беззаботной — чтобы поднять настроение. Я — развлекатель. Для меня главное, чтобы народ в конце концерта улыбался и был счастлив. Если начну играть заумные песни в конце, то я не уверен, что это произойдет. Тогда концерт «скатится» вниз.

21. Какие Ваши самые любимые композиции на сей день?

— Все 52 последние песни из моей «Квадрологии» — любимые. Там нет ни одной, которая бы мне не нравилась. Были, конечно, у меня кое-какие компромиссы с природой. Но, повторяю, пока меня самого мурашки не проберут, я эту песню петь не буду. А вообще самая моя любимая песня — та, которую я сочинил сегодня.

22. Какие Ваши самые нелюбимые композиции на сей день?

— Таких уже нет. С годами те песни, которые я не любил, оказались любимы публикой. Люди счастливы, улыбаются. Мне приятно, когда люди улыбаются, когда они знают слова. Вот одни говорят: «Симона» надоела. И в то же время другие кричат: «Симона», «Симона», «Симона»!!! Все начинают подпевать. Люди участвуют в концерте, они чувствуют себя частицей процесса. Я рад этому. И потом ту же «Симону» мы можем играть хоть весь концерт и каждый раз по-разному. У нас столько вариаций и импровизаций, что мне ее не противно играть. Мне гораздо приятнее видеть людей улыбающихся «Симоне», нежели, допустим, видеть, как слушающие «Автоответчик» только и думают, когда же она наконец закончится. Зрители у нас разные. Три поколения смешалось. Те, кто приходил в 1982-83-м годах, слушали «Мячик», «Кикимору» или «Капюшон»; следующее поколение слушало песни с Аллой Пугачевой; потом приходили те, кто слушал песни на английском языке… Даже 4 поколения набирается! Уже их дети пришли. Поэтому мы, повторяю, играем, как Пол Маккартни — для основной публики. Если поклонники желают, возвращаясь к предыдущему вопросу, то я буду только рад. Пишите список. Назначим определенный день в году. Выучим совершенно новые старые песни.

23. Вам нравится, когда на Ваших концертах народ танцует, поёт вместе с Вами? Если да, Вы в силах влиять на охранников, которые отсылают на свои места всех желающих потанцевать и повеселиться, охваченных Вашей музыкой? Или Вы предпочитаете сидящую на своих местах, спокойную публику? Или Вам всё равно?

— Все зависит от зала и от организации. Если есть возможность потанцевать, то людям никто не мешает это делать.

24. Какую концертную программу Вы планируете на 2012 год? Можно ли Вашим поклонникам надеяться на настоящие сюрпризы (например, исполнение новых композиций…)?

— Пока мы не выпустим новый альбом, не будем играть новых композиций. Это абсолютно точно. А программа будет видоизменяться по ходу. Сейчас мы уже умудряемся играть концерты без «Симоны», «Сибирских морозов»,«Красотки». Этим песням есть достойная замена. Но найдутся все равно несколько человек, которые будут кричать: 'Мячик! Симона!..'  Однажды один человек выскочил на сцену, упал на колени и закричал: 'Капюшон!!!' Ничего не поделаешь, сыграли, причем в самом конце. Хотя «Капюшон» — не та песня, которую играют на бис. Пришлось играть, иначе бы его охранники растерзали.

25. Как Вы относитесь к идее иногда общаться с Вашими поклонниками посредством форума Вашего официального сайта?

— Это интервью отчасти и есть ответ. У нас новый сайт, на котором я готов говорить с поклонниками не только о музыке. Другое дело, что писать каждый день, к примеру, о том, что вот я сходил за колбасой или купил себе новый мотоцикл, никому не интересно. Это моя личная жизнь.

26. Какую музыку Вы любите слушать в данный момент (имеется в виду не Ваша)?

— Я всегда любил слушать три вида музыки: тяжелый рок, техасский блюз и электронную спокойную музыку. Типа «Кафе Дель Мар», «Аметист». Электронная музыка мне близка потому что я компьютерщик и сам этим занимаюсь. Мы самые первые с Ди-джеем Грувом сделали целый альбом в стиле хаус. Он был очень популярен. Я люблю электронику. Но, поскольку коллектив у нас живой, мы в концертах ее не используем. Тем не менее, я немного постарше, воспитан на классическом роке, блюзе и кантри, поэтому и отдаю предпочтение этим жанрам.

27. Какое будущее, на Ваш взгляд, ожидает всемирный рок? Будет ли какая-тоинновация?

— Я уверен, что будет. Все идет по кругу. Сейчас вообще какая-то тишина. Все хотят запопсоветь. Рок, который я слышу, тоже попсовеет. Но не весь — тот, который показывают по ТВ. Мне приносят кучу альтернативных альбомов, где изумительная, совершенно потрясающая рок-музыка. Но эти коллективы никому не известны. Но, в конце концов, мейнстрим пройдет, а альтернатив превратится… в мейнстрим. Когда этот мейнстрим надоест, придет новый альтернатив. И так бесконечно. А попса вообще достала. С ней надо как-то бороться.

28. Мне очень интересна история происхождения музыкального клипа на песню «О чём-то лучшем». Вы не могли бы рассказать кое-что об этом? Как Вы сами относитесь к этому клипу? Кто является автором рисунка (мелькающего на кухне) из этого клипа, на котором изображены Вы?

— Режиссер и автор этого клипа — Михаил Сигал. Очень талантливый режиссер. Я смотрел его художественный фильм в Доме Кино. Он мне безумно понравился, очень сильный. Я бы ему Оскара дал. А что касается клипа, мы с Екатериной, помню, уезжали куда-то на гастроли. Сниматься не было ни времени, ни желания. И у меня родилась такая идея, мол, давайте без нас снимем. Единственное, что они просили нас сделать, это приехать в то место, где шли съемки, дать им фотографии и немного попозировать, чтобы они могли изготовить свои плакаты, которые потом на стенки развесят. Идея там была Михаила: что есть герой — поклонник Владимира Кузьмина… Ну, и там понятно, что дальше. Впрочем, кто понимает, кто нет. Мне этот клип очень нравится, он соответствует музыке. А кто является автором рисунка со мной, не знаю. У меня на даче много таких портретов. Чаще художники не подписываются. Но это очень хорошие работы, и я благодарен этим мастерам.

29. Где снимался клип на песню «Четыре дня мечты»?

— Клип снимался на Кипре. Там мне дали машину и мы должны были быстро ехать за камерой. А у них левостороннее движение. Коробка передач — механика, рычаг под левой рукой. Куда ехать, вообще непонятно. Очень весело было… Больше ничего особенного не вспомню. Клип был сделан спонтанно. У нас там были концерты и мы решили попутно снять видео.

30. В Ваших песнях Вы очень часто употребляете образы «моря» или «океана», порой даже чувствуется ностальгия по морям-океанам (поправьте меня, если это не так). Вы бы могли отправиться в длительное путешествие на паруснике и испытать острые и, возможно, новые ощущения («поплыть навстречу новым чудесам»(ВК))? Если да, мы были бы счастливы пригласить Вас на нашу яхту! Например, в декабре 2011 г. мы планируем переход вокруг мыса Горн. Место встречи — в самом южном городе мира — Ушуая (Аргентина) :).

— Очень здорово! Я сам — сын моряка и любитель лодок. У меня тоже была небольшая яхта в Сан-Диего. Но дело в том, что декабрь у нас — самый рабочий месяц. Как в том анекдоте: 'В Голливуд в декабре на съемки поедешь?' — 'Не могу, у меня 'елки'. К сожалению, не смогу присоединиться к вам. Удачных вам приключений и семь футов под килем!

31. Как Вы относитесь к акустической гитаре? Вы бы могли себе представить выпустить когда-нибудь альбом, в который вошли бы только лишь композиции под сопровождение акустической гитары?

— Да, все возможно. На последнем альбоме я довольно часто использую акустику. Я «Квадрологию» имею в виду. Но все-таки я считаю себя электрогитаристом. Следующий альбом так и будет называться: «Электрогитарист». Продаю название. В смысле, не продаю, а выдаю. Надеюсь, никто его не украдет, в конце концов. Сколько уже можно воровать мои песни, идеи? А название такое потому, что электрогитара — это мой инструмент, на котором я могу выразить все, что хочу.

32. Вы любите готовить (еду)? Как Вы думаете, Вы хорошо готовите?

— Во-первых, я не люблю есть… и спать. А готовить, тем более, не умею, не хочу и не люблю. Думаю, что это будет очень невкусно.

33: Какое ваше любимое блюдо?

— Молоко.

34: Вы любите вино? Если да, какое вино Вы предпочитаете (цвет, виноград, страна)?

— Я не сомелье, в вине не разбираюсь. Так, могу выпить иногда. Я в первый раз познакомился с вином уже в довольно приличном возрасте. Был во Франции и видел, что там все пьют вино. Мне стало интересно, что это такое. Я спустился из гостиничного номера вниз, в магазинчик. Спрашиваю: «Какое вино вы рекомендуете?» Он мне: «Вот, есть такое, есть такое…» Бордо, Совиньон там… долго мне что-то объяснял. Я ему: «Ну, а какое самое лучшее?» Он: «Какое подороже, то и лучшее». Я купил — мне не очень понравилось. Потом я еще раз экcпериментировал с вином, уже в московском ресторане. У меня там был знакомый официант. И мы с ним решили проверить, пока никого не было, какое же вино все-таки самое вкусное. И опять оказалось: чем дороже, тем не вкуснее. Так что я не большой любитель вина. Особенно дорогого.

35: Ваши любимые цвета?

— Естественно, белый и черный.

36: Ваш любимый футбольный клуб?

— Из зарубежных «Барселона» и в последнее время «Порту». Из российских мне, как артисту и забивному нападающему, ближе по духу «Спартак».

37: Есть ли перспектива, что с Вашими поэмами мог бы ознакомиться хотя бы узкий круг Ваших поклонников? Например, способом проведения литературных вечеров в узком кругу? Или эти произведения сугубо Ваши, с которыми Вы не хотели бы делиться с публикой, даже и узкой?

— Я делюсь с узкой публикой. Даже проводились такие вечера. Эта работа идет уже несколько лет. В основном всем нравится. Но в каких-то фрагментах есть определенная критика. Я стараюсь ее учитывать и что-то пересматриваю. Как говорил Лев Толстой: «Лучшая редакция — это переписывание». В моем случае — это перечтение кому-товслух. Так заметнее ошибки, шероховатости. Так что в узких кругах начитался уже достаточно. Теперь надо, чтобы и широкие круги услышали.

38: Как Вы видите себя самого: Вы Творитель? Или Артист?

— Я больше творец, чем артист. Но артист, конечно, я тоже… неплохой, как оказалось. Столько лет морочить публике голову, по-моему, не каждому удалось. При этом концертов у нас все больше и больше. Без поддержки телевидения.

39: Какой Ваш концерт остался в Вашей памяти, как самый яркий, запоминающийся, Ваш самый любимый?

— На самом деле интересный вопрос. Потому что такого концерта просто нет. Есть некоторые воспоминания. Мы играли на фестивале в Югославии в 1989 году. Причем играли такую программу (кто-то из поклонников поймет): «Желтая дорога», «Я падаю вниз», «Озарение», «Душа», «Все, что я хочу»-то есть все самые сложные песни, которые я в своей жизни написал. Потом я поехал в гости к своему другу-музыканту. Мы с ним вместе делали кое-какие записи. Приехал к нему и вдруг слышу, как я по телевизору пою «Желтую дорогу». Поднимаюсь на второй этаж, а это нас показывают по итальянскому телевидению. Тогда я, правда, обалдел. Это был первый в жизни концерт, который мне понравился. По тем временам такой аппаратуры у нас не было. Такое количество публики… мы пели на русском языке… и то, что народ нас так воспринимал, запомнилось на всю жизнь. Потом был второй концерт замечательный, в Венеции. За него мне мэр города вручил Золотого Льва. Где-то стоит, не помню. Мы играли на площади для 20 тысяч человек. Опять же практически все на русском языке. И тоже успех был потрясающий. Вот эти два запомнились особо, хотя, конечно, концертов было тысячи — всего сразу и не вспомнишь.

40: Какой Ваш концерт, на Ваш взгляд, был самым успешным?

— Самый первый концерт «Динамика» в городе Кирове.

Блуд II

41. Меня вот что интересует: формат «4 в 1» (музыкант+поэт+аранжировщик+звукорежиссёр) — это то, к чему стремился Владимир или стечение обстоятельств? Устраивает ли его такой формат сегодня, либо есть сожаления?

— Ну, я не считаю, что там «4 в 1», там гораздо больше. Вообще я не люблю всякие «3 в 1», я люблю всё «чистяком». Поэтому я с пяти лет учился играть на электрогитаре, которую по моей просьбе мне сделали солдаты в военном гарнизоне. Это была просто деревяшка. А играл я в усилитель КинАп (Киноаппаратура). Провода у него были на спичках, а динамик — колокольчик, еще немецкий, залез и снял со столба. И вот в это я играл. Что попало. Потом родители отдали меня учиться играть на скрипке. Естественно, там было и «Общее фортепиано». Потом, классе в 4-м, помню, подошел ко мне один парень 9-классник и сказал: «Переходи со скрипки на кларнет, потому что скрипка — это всё безнадежно, а с кларнета ты быстро перейдешь на саксофон и будешь играть в джаз-оркестре, деньги зарабатывать». Так что я уже в 4-м классе начал зарабатывать деньги на саксофоне. Это было очень смешно. Вот так постепенно жизнь научила меня играть на многих инструментах. А компьютером я увлекся один из первых. В Москве они только появились. Еще даже не компьютеры это были, а секвенсоры, прочие штуки, в которых никто не разбирался. Но так как я знал английский язык, я быстренько изучил эту аппаратуру и тут же наклепал кучу песен. MD появились, если не ошибаюсь, в 1984-м году. Я уже был корифеем в этом деле. И в конце 85-гомы с Аллой Борисовной немножко поспорили. Она говорит: «Что ты пишешь какие-тосложные песни на секвенсоре? Они ни для кого. Напиши,- говорит,- для меня хит. Можешь?» Я отвечаю: «Могу. Завтра». Я уже настолько владел этими секвенсорами… Ну, я посидел вечерок. Утром она приезжает в студию с салатиком оливье. Я ставлю песню. Через день приезжает итальянский продюсер с фестиваля в Сан-Ремо. Дальше вы знаете. Песня называлась «Надо же». Я ее написал на компьютерах. Один, никого не приглашая. Так что я имею такой грех — некоторым образом относиться к попсе. Но для меня это был спортивный интерес. Причем двойной. Я и спор выиграл, и песня стала хитом. Короче, много чего я еще ковырял там на компьютере. И вообще сложную технику очень люблю. Но последние альбомы — они все живые. Естественно, совсем без компьютера там не обойтись, как и вообще в жизни. Но я там всё играю в живую. На всех гитарах, на басу, на клавишных, на барабанах иногда. Кто еще там играет на барабанах,- расскажу потом. Гениальные барабанщики. На альбомах будет все написано. Но компьютеры — это все равно здорово. Их нельзя вообще отвергать. Главное, чтобы не компьютер управлял человеком (как и интернет), а человек компьютером. Компьютер должен помогать людям творить.

Вячеслав

42. Вопрос простой. Ждем новый альбом, а его все нет. Когда, скажите, пожалуйста, он выйдет?

4

SVOLO45

43. Когда ждать свежих композиций?

— Я не могу сказать, когда. Поскольку работа идет уже 3 года с перерывами. Нужно вдохновение. Я сейчас много чего переделываю уже с помощью моих друзей. Надеюсь, что к осени если не альбом, то какие-то песни уже будут выходить. Вообще-то«Квадрологию» нужно слушать целиком. Но кто может выслушать подряд 4 с лишним часа музыки?.. Только мои близкие друзья. В общем, это для нас самих пока проблема — как и в каком виде альбом выйдет. Я все равно хочу, чтобы он вышел на CD, а потом уже в интернете. Есть на это причины. Мне очень обидно, что люди все меньше и меньше покупают CD, я уже не говорю про винил. Потому что СD — это какая-то… картинка, это вещь… как книжка. Листать и читать книжку гораздо приятнее, чем какой-нибудь роман в айфоне. Диск есть диск. А если это всё слушать на флешках, или в телефоне — в жутком качестве, то это даже на 30 процентов не приближается к качеству, которого мы добиваемся изначально. И потом это тут же губят, обрезают и становится очень обидно. Столько времени, опыта, труда уходит на то, чтобы сделать качественный звук, а в результате в интернете оседает полная ерунда. И хочется дать совет тем людям, которым что-то понравилось, тем кто в интернете что-то мое скачали: пойдите, не поленитесь, в музыкальный магазин за настоящим CD. Это будет дороже, но на несколько порядков качественнее интернет-скачки и теплее, чем любая флешка и прочие носители. Сейчас идет тенденция убийства CD. А CD убивать нельзя. В свое время был винил, его задвинули как непрактичный, пришли к CD. Все поворчали, повозмущались — звук-то ведь гнусный по сравнению с винилом — но привыкли. Теперь то же самое с CD. Дескать, они все равно царапаются, приходят в негодность. Ну так вы не царапайте. Качество-то — небо и земля. Я очень разочарован тем, что люди все меньше и меньше покупают CD. Этак скоро возникнет мысль: а зачем вообще писать музыку? Для того, чтобы самого себя послушать в интернете или чтобы тебя твои близкие друзья послушали?

Сергей, Портланд, США

44. Владимир, скажите, пожалуйста, кто является автором музыки и стихов к песням — «Стена», «Сказочной леди», «Супермен», «Кто прав» — из первого альбома группы «Карнавал» — «Супермен» .

— «Стена»… я вообще не помню, что это за песня… «Передо мной стоит стена…» А-а! Да. Точно могу сказать, что это не моя песня. Это песня редактора телевидения Владимира Давыденко, если мне память не изменяет. За это нам дали записать свои песни. Все остальные песни из этого альбома мои. То есть музыка и слова Владимира Кузьмина.

Поклонник

45. Ответьте, пожалуйста, планируется ли концерт в городе Саранск, Республика Мордовия?

— А почему нет?.. Тем более, что мы там, по-моему, относительно недавно были. Если не ошибаюсь. Если мы второй раз за месяц в Красноярске были, то что нам может помешать один раз доехать до Саранска?

Александр Иванович

46. У Володи очень много песен. Хочется, чтобы они почаще звучали по радио и особенно по ТВ. Ещё хочу попросить у ВК сочинить песню о нашем городе, о его отношении к Петербургу. (Наш Питер тоже родился в мае почти как ВК в конце, ведь мы «близнецы» и поэтому не можем быть одинокими, и у вас Владимир очень много поклонников в Санкт-Петербурге).

— У меня была такая идея. Каждому городу, где я бываю, посвятить по песне. Но, по-моему, это была бы одна и та же песня.- А если серьезно, у Питера есть сильная песня - это гимн «Слушай, Ленинград!». В ней и мое отношение к нему. Питер — замечательный город. Когда я там бываю, то по Невскому проспекту туда-сюда, конечно, не хожу. Этот город для меня обрисован Пушкиным, Достоевским, Гоголем… Я очень люблю Питер. Но сражаться с такими кумирами — я, пожалуй, не потяну...

Леонид

47. Почему вообще не исполняются на концертах «Слезы в огне», «Когда я стану другим», «Душа», «Берега», достаточно давно не звучит «Мама» (кроме как до концерта в симфоверсии)?

— Песню про «Маму», наверное, понятно, почему не пою. Мама умерла, с тех пор этой песни в репертуаре нет… Я, по-моему, частично уже ответил на этот вопрос. Самые сложные песни я не исполняю в силу того, что публика на концерте ждет других песен. Вот сделаем специальный концерт, там я их и спою.

3

48. Сет-лист концертов практически не меняется на протяжении многих лет, не звучат новинки или вещи с последних пары-тройки альбомов. Планируется ли существенно обновить список концертных вещей?

— Сет-лист меняется. Согласен, незначительно. Но лишь по тем причинам, о которых я здесь уже говорил. Обновление будет обязательно. Все будут довольны.

Из Донецка

49. Уважаемый Владимир Кузьмин, я очень сильно обрадовался Вашему «небольшому» туру по городам Украины, который пройдет с 6 по 12 июня 2011года, но был немного расстроен, что Вы не посетите Донецк. Мы все Вас так сильно ждали, но не увидели наш город в списке городов которые Вы посетите с концертом! Очень жаль! Возможно ли изменение в графике концертного тура? Что явилось причиной не посещать Донецк? И посетите ли Вы наш город в 2011 году?

— Увы, все вопросы по гастролям — это не ко мне. Потому что я последний, кто узнает, когда и куда мы едем. Я — артист. Но у нас есть менеджер Виталий Николаев, который занимается организацией гастролей. Бывает так, что в том или ином городе у организаторов что-то не срастается и они не готовы принять нас именно в это время. Но вернемся обязательно. В памяти еще свежи впечатления от прошлогоднего концерта в Донецке. Это было что-то…

Григорий из Самары

50. Главный вопрос от имени всех поклонников, самарских в частности, когда выйдет новый альбом (альбомы, если говорим о «Квадрологии»)? Люди ждут новых песен. Пусть наш дорогой ВК исполнит хотя бы парочку на концертах в этом году.

— Люди ждут новых песен? А уж как я их жду. Если серьезно, я уже сказал об этом и не знаю, что добавить.

51. Следующий вопрос — выйдет ли на DVD какой-нибудь «живой «концерт? Судя по ролику на сайте, снятому в Театре Эстрады, всё сделано очень профессионально, с нескольких камер.

— Да, выйдет концерт 2007 года в Кремле, снятый Первым каналом. Он хорошего качества и ни разу нигде не показывался. Гостями концерта были «Моральный Кодекс», Барыкин, Пугачева и Соня Кузьмина. Очень хороший концерт, продолжительностью больше 2-х часов. Мы не спешили его выпускать в пору засилья этих телефонных съемок с концертов в интернете. Это раздражает в первую очередь поклонников. Они заслужили другого отношения и высококачественного продукта.

52. Планируется ли ВК исполнить и записать акустический концерт на различных носителях?

— Нет, не планируется.

53. Хотелось бы спросить ВК о неизданных песнях разных лет. Увидят ли они когда-нибудь свет?

— Есть такой проект, который делает мой брат Александр Кузьмин. Он называется «Школьные песни Владимира Кузьмина». Песни, которые мы исполняли в школе и которые практически забыты. Там песни, которые собраны буквально по кускам. Какие-то тексты когда-то мама прислала. Еще интереснее история с песней «Танцплощадка». Сочинил я ее в 1970 году. Текст был утерян. А потом его вдруг прислала брату… мама моего друга. Мы с Сашей много чего вспомнили. Их ведь никто не слышал, кроме наших одноклассников. Выяснилось, что этих песен набирается на целый альбом. Думали, смешной проект, но оказался не таким уж и смешным. Там песни в стиле 60-х, 70-х годов. Друзья говорят, что сроду не подумаешь, что эти песни написаны подростком. Кстати, «Танцплощадка» и «Мячик» туда тоже войдут. Потому что они школьные.

54. Будут ли издаваться на DVD клипы ВК разных лет?

— Они издаются периодически малыми тиражами. Я не могу это как-топроконтролировать. Такая подборка есть и она продается у нас перед концертами. Это сборник DVD, где все наши клипы присутствуют.

55. И когда и в какой программе на каком канале мы всё-таки увидим ВК на ТВ?

— Пока не знаю. Сейчас лето, у нас много гастролей. Мотоциклы, гитары, музыка… На телевидение некогда ходить.

VyacheslavAvs

56. Привет из Днепропетровска. Планируются ли гастроли в нашу сторону?

— Да, скоро тур по Украине. В Днепропетровске мы будем через несколько дней.

57. И когда выйдет долгожданный 4-хтомник?

— Уже ответил.

Лайло

58. Ваши литературные пристрастия: любимые поэты, писатели?

— Это самый простой вопрос. Мои самые любимые писатели — Достоевский, Гоголь… Я буду пока только русских перечислять. Поэты — естественно, Пушкин, Лермонтов, также Маяковский, Есенин, Мандельштам.

— А Бродский?..

— Частично да. Из иностранных — люблю Поля Верлена, Артюра Рембо. Иностранных писателей у меня тоже очень много. Все дело ведь в переводе, поэтому трудно сказать… Я уже говорил, что читаю много, в том числе легкую литературу. Так что в ряд любимых можно поставить и Франсуазу Саган. Может, кому-то это покажется нелепым, но мне кажется, она пишет гениально.

59. Если бы у Вас была возможность, то в каком веке Вы бы хотели жить и почему?

— Там, где я живу — там и хотел бы.

60. Главный музыкальный инструмент эпохи?

— Электрогитара.

2

61. Музыкальный гений эпохи?

— Одного не могу, гениев-то много было. Для меня гении изначально — Чарли Паркер — саксофонист, Стен Гетц — тенор-саксофонист, Майлз Дэвис, который создал модальный джаз после бип-бопа, Маклафлин — гитарист, Битлз, Роллинг Стоунз, Хендрикс, Криденс, Шокин Блю, Лед Зеппелин, Дженезис, Блэк Саббат, Дип Перпл, Юрая Хип. Возможно, я не далеко ушел от общих пристрастий. Но мы ведь на одной музыке выросли, и я, в общем, такой же, как все.

62. Отношение к киноискусству. Какой художественный фильм Вы могли бы выделить? И почему?

— Мне очень нравится французский фильм 60-х годов «Три мушкетера». Там описано настоящее благородство. Фильм настолько поучительный, с колоссальным юмором. Наш фильм — это какая-то пародия на мушкетеров.
Вообще, конечно, мне нравится очень много фильмов. Если я все буду сейчас перечислять, то это надолго. Опять же, можно сказать, я ничем никого не удивлю. Все эти фильмы знают. А самый свой сокровенный фильм я предлагаю самому себе не разглашать.

63. Сергей Рахманинов говорил о себе: «Я русский композитор и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Что наложило отпечаток на Вас? Почему Вы стали писать музыку? Как зарождается музыка в человеке? Из чего она складывается — внутренние ли переживания или внешние факторы, прежде всего, влияют?

— В этом отношении очень многие подобное говорят. Вот и Тургенев был русским писателем, хотя все время торчал за границей, и так далее. У меня другая ситуация. Я родился в Москве, а все детство провел в военных гарнизонах, потому что папа был морским пехотинцем. Поэтому я слушал все время иностранную музыку. Советскую я вообще никак не воспринимал. Думаю, что это и отложило отпечаток на все мое творчество. При этом у меня была великолепная учительница по литературе, которая мне прививала любовь именно к Пушкину, Лермонтову. В какой-то момент, когда повзрослел, я начал сочетать иностранную музыку с русской поэзией. Вначале это тяжело давалось, а потом стало постепенно получаться. Я, естественно, русский автор-исполнитель, сочинитель. К сожалению, у нас в России не было ансамблей лучше Битлз или Лед Зеппелин. Я не космополит, а патриот. Но мой патриотизм как раз и заключается в том, чтобы брать лучшее на Западе и прививать его на нашу почву. Даже коммунисты, по-моему, так советовали делать.

Зарождение музыки — самая большая загадка для меня самого. Тут бы я вспомнил Баха, который столько всего насочинял. И настолько гениального. То, что мы играем сейчас на инструментах — только благодаря ему, тому, что он изобрел темперированный клавир. Он, к тому же, еще был математиком и сделал так, чтобы органы и клавесины звучали более-менее стройно, в математическом порядке. Он, скорее, музыку упорядочил. А вопрос о ее зарождении надо, наверное, отправить древним людям. Когда-то же она впервые зародилась? В душе человека зарождались какие-то чувства, а вслед за ними и потребность их как-то выразить в пении, в звуке. Появились дудочки, палочки, по камням чем-то там стучали, терли. То есть со средствами выражения все яснее, но как зарождается — это к Богу, не ко мне.

64. Что рождается прежде — тексты или музыка?

— Я уже ответил на подобный вопрос.

5

65. Для написания текста песен Вам бывает нужно «начитаться» поэзии или процесс создания собственных стихов совершенно отдельно «взятый» продукт?

— Обычно не надо ничем начитываться. Потому что в голове, как в хард-диске, столько уже всего начитано. Самое главное, чтобы память была начеку и не позволила бы что-тоу кого-то случайно содрать. Надо ведь делать что-то свое, оригинальное. Перед тем, как ты собираешься что-то писать, лучше ничего не читать и не слушать.

66. Ходасевич говорил о серебряном веке поэзии: «Лихорадочная погоня за эмоциями, безразлично за какими. Все «переживания» почитались благом, лишь бы их было много и они были сильны. В свою очередь, отсюда вытекало безразличное отношение к их последовательности и целесообразности. «Личность» становилась копилкой переживаний, мешком, куда ссыпались накопленные без разбора эмоции — «миги», по выражению Брюсова: «Берем мы миги, их губя». Был ли в Вашей жизни подобный опыт?

— Сама эта строчка повторяет предыдущие, все остальные. Поэтическая игра слов. Как можно губить миги? Я понимаю, как губили МИГ-3, МИГ-5 немецкие «Юнкерсы»… Не знаю, кто там что губит в процессе творчества. Я хочу повторить, что Вдохновение нам дает Бог, а мы всего лишь его писари. А потом это стараемся передать народу.

67. Ваше отношение к современному телевидению?

— Современное телевидение — это психотропное оружие, которое совершенно забивает нам мозги и превращает большинство людей в зомбиков. Мы смотрим ТВ очень мало, нас так просто не возьмешь. Поэтому есть время для… наслаждения весной. Вон цветочки появились — красота… (Взглянув из беседки на лужайку. Ред.) Одуванчики, к сожалению, уже не желтые, в пушинки превратились… Солнышко, природа — чем это хуже телевидения?

68. Работы какого театрального режиссера на Вас произвели наиболее сильное впечатление? И каково вообще отношение к театру?

— Я живу в последние годы в постоянном дефиците времени и не так часто бываю в театре, чтобы запоминать фамилии режиссеров. Пусть они не сердятся на меня.

69. С чего начинается Ваше творчество? С музыки, найденного слова, образа?

— Бывает по-разному. Причем по-разному у всех. Единой технологии нет ни у кого. Повторюсь, я всегда хожу с диктофоном или с записной книжкой. Каждая мысль, вспышка, образ, строчка, идея оседают там. И одного этого уже достаточно, чтобы родилась песня.

70. Вы довольны своим творчеством?

— Процессом творчества — да. Обожаю его. Им я живу.

71. Какие чувства Вас охватывают, когда Вы слышите, например, по телевизору Ваши песни?

— Чувство негодования. Там постоянно что-то обрежут, что-то перемонтируют, не так скажут, короче. Или экран расширят так, что невозможно сузить. Это вообще больная тема — расширенные экраны. Все сейчас крутят изображение в разных форматах: одни толстые, другие худые. А больше всего меня ТВ раздражает тем, что ты смотришь на нарисованный там кружок, а он там вовсе не кружок, а эллипс. Мне жалко режиссеров, актеров. Они там, бедные, стараются, худеют килограммов на 20… А на экране потом — раз! — включили полный формат — и из 60-ти кг он превращается в 120. Режиссер ловит каждую капельку, цветочек-уголочек… а что толку потом, если все меняет форму? Самый яркий пример — с Солнцем. Солнце круглое, а не яйцеобразное. Запомните это, ребята-производители из дальних азиатских стран! А нашим детям вообще нельзя давать смотреть ТВ в расширенном формате, чтобы не было деформации сознания и психических травм. Я уверен, извращенные телеформаты — это вообще одна из самых серьезных проблем человечества, наряду с терроризмом, цунами, тайфунами и т. д. Люди, верните детям Солнце! Круглое!!!

72. Что такое «Современный театр» в Вашем понимании?

— Современный театр развивается очень успешно в последнее время. И это очень радует, потому что несмотря на засилье сериалов по 200 серий в каждом, в Москве в театр сейчас очень трудно попасть. Практически все театры работают сейчас рентабельно, очень интересно. Я считаю, что сейчас вообще благодатное время для театров. Сужу не только по Москве, мы ездим по другим городам. Там всегда висит много театральных афиш и все театры — битком.

73. У Вас очень плотный график гастролей. Наверняка, жить все время в переездах тяжело. Вас не тяготит такой график?

— У меня нет другого выбора. Мое призвание — развлекать, как я уже сказал. Я должен доносить до людей теплые чувства радости, любви, дружбы, приятной ностальгии, веры в будущее. Мне важно видеть улыбки. Раз уж мне так суждено с 6-го класса играть в ансамбле, в рок-группе, так сказать, то, я думаю, так и придется до конца играть.

74. Не хотели бы Вы сняться в каком-нибудь художественном фильме? И если да, то какую роль Вы бы себе выбрали?

— Мне это предлагали раньше. Теперь, правда, уже не предлагают. Нет доступа. И вообще… я всегда отказывался. Потому что я не актер. А каждый человек должен заниматься своим делом. Актер должен окончить театральный институт или студию, иметь определенное образование, а самое главное — иметь любовь к этому. Настоящий актер — он фанатик. Ради роли он должен быть готов на всё. Не есть, не пить, похудеть на 20-ть килограммов или потолстеть на столько же. У меня очень много друзей актеров. И мы совершенно разные. Я не хочу быть актером. Не могу сидеть на гриме по 6 часов, чтобы потом выйти на 2 минуты, что-то сказать, а после смотреть на себя в кино и понимать, какой же ты придурок, непонятно кого играющий. Актеры — это определенная каста людей. Я их очень уважаю. Они не могут делать то, что я делаю, многие завидуют. Это для них прикладное. Они все хотят петь, выступать, но у них ничего не получается. А я не хочу делать то, что они делают.

75. Вы часто выступаете в разных городах и странах. Какой город нравится Вам больше всего?

— МОСКВА!

76. Что Вы любите делать в свободное время?

— Играть на гитаре.

77. У Вас есть мечта?

— Не играть на гитаре.

78. У Вас есть свои поклонники, которые следуют за Вами из города в город?

— Есть, но их все меньше и меньше. Раньше их были тысячи. Потом сотни. Сейчас многие уже повзрослели, да и билеты, наверное, дорогие. Хотя, по-моему, не это является критерием признания в искусстве. И вообще у меня к этому неоднозначное отношение. Когда в 80-е у меня был пик популярности, было просто невозможно жить. Нельзя зайти в подъезд, нельзя из него выйти. За тобой едет куча машин, такси, в основном. Я оказался таким человеком, которому это не только не льстило, но даже жутко раздражало и мешало. Сейчас к нам на концерты приходят люди, которые знают, куда они приходят, сколько они платят, что они услышат — всё логично. А беготня за поклонниками, от поклонников — это дело молодых артистов. Они приходят и уходят, то есть… убегают. За Маккартни ведь сейчас не бегают толпы, как во времена битломании. Ему гораздо спокойнее живется.

79. А вообще ради чего Вы сегодня выходите на сцену? Ради удовольствия? Нового качества? Или чтобы понять, что все по-прежнему хорошо и Вы, значит, можете быть спокойны?

— Иначе я, во-первых, не могу. Это моя работа, моя жизнь. Во-вторых, чтобы принести радость людям.

80. Интернет сегодня занимает все большее место в жизни людей. По Вашему мнению, интернет больше во благо или нет?

— Об этом тоже сегодня говорили. Если в меру и с умом-то благо.

81. Как Вы считаете, есть ли необходимость создания интернет-телевидения отдельного от ТВ?

— А чем оно будет отличаться, интересно? Я не знаю, какой в этом смысл. Можно любой существующий канал пустить через интернет — и чем это будет отличаться от того, что было?

— Ну, может, Солнце там станет круглым?

— Не факт.

82. В СМИ достаточно легко можно найти упоминания о том, что Дмитрий Анатольевич Медведев любит рок и Вашу музыку в частности (например: http://h.ua/story/90924/). Владислав Юрьевич Сурков (первый заместитель руководителя Администрации президента России) также не чужд любви к року. Было ли такое понимание со стороны властей при СССР?

— Слово «Рок» — это примерно такое слово, как… хотел сказать, но не скажу. В общем, настолько широкое понятие, что всех в одну рок-колею запускать нельзя. То, что крутят на «Нашем Радио» я вообще не считаю никаким роком. Там им и не пахнет. Это КСП — Клуб Самодеятельной Песни. Я люблю далеко не всякий рок. Может быть, из всего рока, который выходит, я люблю всего 10 процентов. А о внимании властей… Есть такой факт. В этом году я — единственный из музыкантов, кто был удостоен звания Народного Артиста, несмотря на то, что я не тусуюсь на ТВ. Просто кто-то из руководителей побывал на моем концерте и тут же был издан указ, причем как бы в подарок на Рождество. Поэтому я думаю, что к моей музыке уважаемые мной люди относятся с уважением. А в Советском Союзе главное, что мне не мешали. А это по тем временам было тоже очень много.

saba2040

83. Спросить, может он выпустит хотя бы один альбом в этом году… Уже четыре не ждем. Хотя бы один.

Артём

84. Самый главный вопрос — это когда выйдут в свет новые песни или когда они будут исполняться на концертах? Или хотя бы как-то решить этот вопрос — издать малое количество дисков и распространять их через интернет или на концертах? Понятна сегодняшняя ситуация с дисками, но надо что-то решать. Поклонники «изголодались»…

— Ответы на эти вопросы прозвучали ранее.