Арт-биография
Владимир Кузьмин родился 31 мая 1955 г. в Москве.
Вскоре после его рождения семья офицера морской пехоты Бориса Григорьевича Кузьмина оказалась на западной границе страны - в Белоруссии, а позже в Прибалтике.
В школе Володя учился на отлично, из предметов особо выделяя литературу и иностранные языки, которые преподавала его мама Наталья Ивановна. В раннем детстве увлекся музыкой. Первую песню, а ею стал гимн дворовой футбольной команды, Вова написал в 6 лет:
Учился Володя в музыкальной школе по классу скрипки.
Попутно самостоятельно осваивал гитару, первые уроки получая в казарме от солдат срочной службы, куда сын офицера ходил, как на работу.
В 1967 году отца перевели на Север, в гарнизон под Мурманском.
Свободный доступ к незаглушенным в приграничном регионе западным радиоголосам и отсутствие на этих частотах отечественной попсы той эпохи привили юному Кузьмину абсолютный музыкальный вкус.
В шестом классе Володя организовал свою первую рок-группу, которая несколько лет успешно повышала музыкально-образовательный уровень сверстников на школьных вечерах, вплоть до выпускного.
Довелось поиграть и на сцене местного Дома офицеров, чем юные музыканты здорово поспособствовали сближению молодых лейтенантов и местных работниц тыла. Группа «Аэлита» радовала публику каверами «The Beatles», «The Rolling Stones», «Creedence», Jimi Hendrix и «Led Zeppelin». Там же впервые зазвучали собственные песни Владимира Кузьмина на русском и английском языках.
Важный творческий импульс придало Кузьмину участие в конкурсе-фестивале эстрадной музыки «Я - песня», проведенном в 1970 году местным Управлением Культуры.
«Аэлита» получила первое признание зрителей и… второе место. Поскольку первое было заранее отдано местному профессиональному оркестру.
В 1972 году 17-летний Владимир Кузьмин возвращается в Москву и поступает в местный институт инженеров железнодорожного транспорта. Тогда же группа «Shoking Blue», спев песню «Не выходи замуж за железнодорожника», пошатнула во Владимире веру в перспективы едва не выбранной профессии. Заместитель декана факультета предложил ВК «немедленно подстричься», военрук объяснил, что «единственная причина отсутствия на военной кафедре ― смерть». Больше студента Кузьмина в институте не видели. А замдекана вошел в историю ВУЗа как человек, отчисливший «самого Кузьмина за систематические прогулы и несдачу «Ленинского зачета».
В 19 лет Владимир Кузьмин заканчивает роман под названием «Добрый, но слепой». В трех бухгалтерских книгах формата аналогичного нынешнему А-4 разместился полуфантастический боевик о семи днях из жизни тогдашних ровесников Владимира ― таких же простых советских хиппи, как и он сам.
Отрывок из романа:
В музыкальном училище, на которое он успешно променял МИИТ, Кузьмин обучается игре на флейте, скрипке, саксофоне. Параллельно ищет себя в различных студенческих рок-группах. И находит ― в уже гремевших по Москве «Високосном лете» и «Втором дыхании».
В 1976 году Владимир на несколько месяцев попал в «Омут» (так в народе называли ресторан «Подмосковный») города Люберцы. Там он познакомился с проживавшим поблизости Александром Барыкиным.
Первым опытом работы на профессиональной сцене для Кузьмина стало участие в 1977 году в ВИА «Надежда», где он занял место гитариста и вокалиста.
В 1978-м Владимир был зачислен в государственный ансамбль «Мелодия» при одноименной Всесоюзной фирме грамзаписи. Ежедневная работа с Георгием Гараняном, Борисом Фрумкиным, Алексеем Зубовым, Константином Бахолдиными другими выдающимися советскими джазовыми музыкантами, по собственному признанию Кузьмина, стала бесценной школой для 23-летнего музыканта.
Вскоре Кузьмин получил приглашение в популярный ВИА «Самоцветы», где проработал почти год.
Наконец, в 1979-м, вместе с Александром Барыкиным, Владимир Кузьмин собирает первый состав группы «Карнавал», которая быстро добивается феноменальной популярности в столице. В «Карнавал» пришли басист Евгений Казанцев и барабанщик Василий Изюмченко, которого вскоре сменил Владимир Болдырев.
К тому времени у ВК уже накопился собственный качественный музыкальный материал, идеи, песни и амбиции. Репертуар группы преимущественно составляли песни Кузьмина, в значительной степени определявшие творческое лицо коллектива.
Уже через год «Карнавал» записал десять полноценных песен, сложившихся в дальнейшем в мощный магнитоальбом «Супермен», в котором романтизм «новой волны» изящно подчеркивался виртуозной работой музыкантов. Настоящими хитами стали песни «Пустое слово» и «Внезапный тупик».
ВК вспоминает:
Фирма «Мелодия» в 1981 году выпустила три песни с альбома отдельным миньоном, стремительно раскупленным меломанами страны. Это была историческая пластинка, где на конверте впервые стояла надпись «Рок-группа»! Мало кто знает, но это была личная победа Владимира Кузьмина.
Первые гастроли коллектива в 1981 году прошли с огромным успехом. «Карнавал» стал уже не школой ― университетом для Кузьмина-исполнителя. Музыканты были приняты на работу в Тульскую филармонию. Но вскоре, после очередной смены состава, группа распалась. Сказались расхождение музыкальных воззрений с Александром Барыкиным и желание Кузьмина самостоятельно воплотить в жизнь свои замысли и находки. Позднее Барыкин соберет совершенно новую группу под прежним названием «Карнавал». АлБар остался при филармонии, а потому унаследовал и название, придуманное Кузьминым. Отныне каждый пошел своим путем. На дружбе двух великих музыкантов творческий разрыв никак не отразился.
В мае 1982 года Владимир Кузьмин, будучи уже известным в стране музыкантом, организовал и, как водится, назвал своим именем рок-группу «Динамик», в состав которой вошли: Сергей Рыжов (бас), Юрий Чернавский (клавишные), Юрий Китаев (барабаны).
И сразу ― громкий успех. Устроившись в штат Ташкентского цирка, что позволило поддерживать профессиональный статус, «Динамик» совершает первое триумфальное турне по стране. Между гастролями записывается двойной альбом (известный как «Динамик-82»), неожиданный как по характеру музыки, так и по своеобразию текстов. В первой концертной программе «Динамика» и магнитоальбоме прослеживалась стилевая разноплановость ― от блюзов и рок-н-ролла до реггей и «новой волны». Кузьмин легко и увлеченно перекладывал на язык песен личные наблюдения окружающей действительности, точно схваченные с натуры сценки из жизни молодежи или профессиональных музыкантов, сдабривая тексты своим неповторимым юмором. Сам автор, упреждая претензии цензуры, называл эти произведения «музыкальными фельетонами». «Советский рок» Кузьмина изначально отличали безупречный профессионализм, мало свойственный отечественному андеграунду тех лет, а также иронический взгляд на вещи. Он «не грузил», как сказали бы теперь. Это мгновенно оценили миллионы поклонников. Заводные рок-н-роллы «Динамика» оказались предельно близки молодежи.